Главная / Статьи / Как арендовать землю у администрации города

Как арендовать землю у администрации города

Согласно российскому законодательству, любое физическое или юридическое лицо имеет право взять землю в аренду у местной администрации города или поселка и возвести на ней объекты, строения и сооружения, назначение которых будет находиться в рамках целевого использования данного участка, определённого в «Правилах землепользования и застройки».

Во временное пользование не могут быть выданы только участки, отведённые для городских или государственных нужд.

В каждом муниципальном образовании, помимо федерального законодательства, действуют также местные нормативные акты, которые определяют порядок передачи в аренду земельных участков, предназначающихся для ведения какого-либо бизнеса или иных целей, например, для строительства индивидуального жилья.

Прежде всего внесём ясность: аренда земельного участка, находящегося в собственности администрации города (муниципалитета), предусмотрена только для сооружений с фундаментом , т. е. того, что принято называть недвижимостью.

Для установки других сооружений (торгового ларька, летнего кафе, автостоянки и проч.) применяется другой порядок получения и использования участка.

Правовые основы передачи муниципальной земли в аренду

Законодательство РФ предоставляет гражданам и юридическим лицам право на аренду земельного участка (гл. 34 ст. 606 Гражданского кодекса).аренда-2 норм тини prodazha-imushhestva--po-planu--26452

Иными словами, земельный участок предоставляется в аренду только на время строительства; по окончании его (строительства) гражданин или юридическое лицо должны оформить право собственности на этот участок (если, конечно, по каким-то причинам договор аренды не будет продлён).

Достаточно детально основные понятия и условия предоставления земельного участка в аренду изложены в Земельном кодексе РФ.

В частности, в нём даётся:

  • определение земельного участка;
  • общий порядок предоставления земли в аренду органами местного самоуправления;
  • определение категорий земель и критерии их принадлежности к той или иной категории;
  • нормы, регулирующие право собственности на землю
  • вопросы, касающиеся права постоянного ограниченного пользования чужим земельным участком , а также особенности аренды и купли-продажи земельных участков.
  • вопросы, связанные с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Кроме этих основополагающих нормативных актов, у местных администраций есть (по крайней мере, должно быть) нечто вроде «Правил землепользования и застройки», в которых отражаются местные требования.

Запаситесь терпением и потратьте некоторое время на ознакомление с основополагающими нормативными федеральными и местными документами – дело от этого только выиграет.

С чего начать?

Итак, вы – физическое или юридическое лицо – решили взять в аренду землю у администрации города для строительства офисного или жилого здания (дома).

Как арендовать землю у города? С чего надо начинать? Естественно, вы направляетесь в городскую администрацию, в его подразделение, ведающее арендой.

Скорее всего, это будет департамент имущественных отношений – ДИО. Стоит только заметить, что и структура городской власти, и распределение полномочий между подразделениями не являются строго регламентированными и могут быть различными в разных регионах.

В разных регионах данные исполнительные органы могут носить разные названия.

Вряд ли первый визит будет успешным на 100%, и всё же необходимо подготовить и взять с собой следующие

документы:

  • заявление. Составляется оно по обычному образцу: кому направлено, от кого (ФИО, адрес, год рождения, № паспорта, ИНН; для юридических лиц – название организации, ФИО директора, выписка из Росреестра);
  • оригиналы и копии документов, указанных в заявлении.

В заявлении нужно указать:

  • предполагаемое местоположение желаемого земельного участка на территории района;
  • обоснование необходимого размера испрашиваемого земельного участка;
  • наименование и назначение объекта, который вы планируете построить или разместить на данном земельном участке.

В заявлении обязательно указывается требующийся вид права на участок – аренда.

Скорее всего, вы уже знаете, в каком районе города нужен вам участок, наверняка видели его воочию.

Но, не будет лишним залезть в интернет, попытаться найти официальную карту городской территории или план земельной собственности города; возможно, вам удастся обнаружить даже кадастровый план территории. А на нём хорошо видно, какие участки свободны, какие кем заняты.

Можно попытаться взять карту данной местности ,непосредственно в администрации. Не исключено, что администрация сама найдёт возможность предложить вам пустующие земельные участки.

Можно также воспользоваться публичной кадастровой картой на сайте Росреестра.

Заявление принято к рассмотрению.

Далее возможны два пути продвижения:

  1. Администрация может предложить вам принять участие в торгах (аукционе) земельных участков, уже прошедших кадастр. Сроки, условия, порядок аукциона можно узнать в органе, который проводит аукцион.Об аукционах можно пытаться узнать и самостоятельно; согласно регламенту объявление о торгах должно быть опубликовано в официальном местном СМИ не позднее чем за месяц до его проведения.В орган, проводящий аукцион, также подаётся заявление об участии и квитанция об оплате залога участия. Если на торгах участок достался вам, составляется договор аренды муниципальной земли по результатам торгов. Договор аренды подлежит обязательной регистрации в Росреестре.
  2. Другой вариант – это договор аренды по согласованию (иначе называемый прямым договором; понятно, что здесь нет никакого аукциона). Путь к нему более длинный. После подачи в администрацию заявления вам остаётся некоторое время ждать – должна действовать администрация.

Администрация должна установить собственника участка (вдруг участок уже принадлежит кому-то; может быть, это государственная земля или относится к какому-то резервному фонду и т. д.); администрация получает согласие и подписи различных контролирующих органов.

При положительном решении на руки заявителю выдаётся акт на земельный участок с указанием его месторасположения и границ. К акту прилагается ещё один акт – согласования с подписями тех самых контролёров.

А, если отказ?

Решение городской администрации может быть и отрицательным. Если оно таково, требуйте указать мотив отказа. Причинами отказа в предоставлении земельных участков в аренду от администрации являются лишь изъятие участка из оборота, а также занесение земель в список резерва для городских или государственных нужд.

Hапомним, что изъятие земли из оборота регламентируется статьёй 27 Земельного кодекса РФ. Если вы посчитали отказ необоснованным, есть возможность обратиться в суд.

Заключение

Вернёмся к решению положительному. С полученным в администрации актом надо мигом мчаться в кадастровый орган. Здесь свои требования, свои заявления, свои расценки, их придётся оплачивать. С результатом и планом кадастра – вновь в администрацию. И только теперь можно получить постановление уполномоченного органа администрации о передаче вам земельного участка в аренду (именно то, что и называется договором аренды).

Не спешите сразу же поставить свою подпись под договором аренды, попросите время для его изучения. Возможно, вы внесёте свои коррективы.
И заключительный штрих – регистрация договора аренды в Росреестре.

Разумеется, всякого, кто интересуется арендой земли у администрации города, волнует и цена вопроса. Однако вопрос о стоимости аренды остаётся открытым. Чётких документов, однозначно определяющих сколько стоит аренда земли у государства, не существует. Постановление Правительства РФ № 582 говорит только о методике расчёта цен.

Поэтому выход, видимо, один: заранее, как можно больше узнать о вилке арендной платы в своём регионе.

Таков достаточно простой и понятный алгоритм действий при аренде земельного участка у администрации города. Пробуйте! Желаем успеха

Читайте также

АЛИМЕНТЫ НА ОДНОГО РЕБЕНКА

По статистике, сложившейся на начало 2016 года, алименты на детей уплачивают более 13% мужчин по ...